МБОУ  «ЦО № 49»
п. Октябрьский, Ленинский район, Тульская область
  • Профориентация обучающихся

    Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с обучающимися и их родителями.

    Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

    Цель профориентационной работы в школе:

    - оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

    - выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

    Задачи профориентационной работы:

    - получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

    - выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

    Этапы профориентации в школе

       Начальная школа, 1-4 классы

    На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

    Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

       Средняя школа, 5-7 классы

    С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

       Средняя школа, 8-9 классы

    С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

    В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

    Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

       Старшеклассники, 10-11 классы

    Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

    Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

    Формы профориентационной работы в школе

    Работа с учениками

    • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
    • Экскурсии на предприятия.
    • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
    • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
    • Анкетирование учащихся.
    • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

    Работа с родителями

    • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
    • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
    • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
    • Анкетирование родителей.
    • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
    • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.

    Организационно-методическая деятельность

    • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
    • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

    Документы

    Новости по теме профориентация

    Всероссийская акция «Неделя без турникетов».
    12 апреля 2024, 16:33

    Обучающиеся 9 класса А школьного отделения п. Октябрьский, в рамках Всероссийской акции «Неделя без турникетов», посетили экскурсию на ПАО «Императорский Тульский Оружейный Завод»
    Урок  из цикла "Россия - мои горизонты".
    18 апреля 2024, 19:23

    18 апреля в школьном отделении п. Рождественский прошел урок из цикла "Россия - мои горизонты"
    Экскурсия на ФБУ  «Тульский ЦСМ».
    19 апреля 2024, 13:47

    Обучающиеся 8 класса А, 10 класса А и 11 класса А школьного отделения п.Октябрьский, в рамках Всероссийской акции «Неделя без турникетов», посетили экскурсию на ФБУ «Тульский ЦСМ»
    Профориентационная сессия «Активатор».
    23 апреля 2024, 17:03

    Технопарк Университета Льва Толстого на выезде с профориентационной сессией «Активатор».
    Занятие «Билет в будущее».
    25 апреля 2024, 19:49

    В школьном отделении п.Рождественский в 8В классе прошло занятие «Билет в будущее». Тема: «Пробую профессию в сфере медицины». Ребята посмотрели видеоролик «Биомедицинский инженер». А так же поиграли в «Найди пару».
    Россия - мои горизонты.
    25 апреля 2024, 20:12

    Профориентационное занятие для 6-11 классов школьного отделения п.Октябрьский . Тема "Пробую профессию в сфере медицины"
    Профориентационное занятие по теме "Пробую профессию в креативной сфере".
    02 мая 2024, 18:57

    2 мая в нашем центре прошли профориентационные занятия по теме "Пробую профессию в креативной сфере" в рамках профминимума "Билет в будущее". Ребята узнали о профессии "креативный продюсер"
    Профориентационная игра «ПрофКомпас-2024».
    16 мая 2024, 19:30

    Обучающиеся 5 класса А школьного отделения п. Октябрьский приняли участие в областной профориентационной игре «ПрофКомпас -2024», которая проходила на базе Тульского машиностроительного колледжа имени Н. Демидова.
    Россия мои горизонты.
    16 мая 2024, 19:33

    Профориентационное занятие для 6-11 классов школьного отделения п.Октябрьский. Всероссийский проект "Билет в будущее". Тема заключительного занятия в этом учебном году: "Моё будущее - моя страна"
    Россия мои горизонты.
    16 мая 2024, 19:33

    Профориентационное занятие для 6-11 классов школьного отделения п.Октябрьский. Всероссийский проект "Билет в будущее". Тема заключительного занятия в этом учебном году: "Моё будущее - моя страна"

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie