МБОУ  «ЦО № 49»
п. Октябрьский, Ленинский район, Тульская область
  • Профориентация обучающихся

    Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с обучающимися и их родителями.

    Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

    Цель профориентационной работы в школе:

    - оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

    - выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

    Задачи профориентационной работы:

    - получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

    - выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

    Этапы профориентации в школе

       Начальная школа, 1-4 классы

    На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

    Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

       Средняя школа, 5-7 классы

    С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

       Средняя школа, 8-9 классы

    С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

    В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

    Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

       Старшеклассники, 10-11 классы

    Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

    Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

    Формы профориентационной работы в школе

    Работа с учениками

    • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
    • Экскурсии на предприятия.
    • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
    • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
    • Анкетирование учащихся.
    • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

    Работа с родителями

    • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
    • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
    • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
    • Анкетирование родителей.
    • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
    • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.

    Организационно-методическая деятельность

    • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
    • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

    Документы

    Новости по теме профориентация

    Россия - мои горизонты.
    21 декабря 2023, 20:09

    Профориентационное занятие для 6-11 классов. Проект "Билет в будущее". Тема "МОЯ СТРАНА - МОИ ДОСТИЖЕНИЯ - МОЁ БУДУЩЕЕ"
    Встреча со старшим инструктором ФСИН.
    27 декабря 2023, 18:29

    22 декабря состоялась встреча обучающихся 9-11 классов школьного отделения п. Рождественский со старшим инструктором ФСИН Насурдиновой Л. Ф. в рамках профориентационной работы. Ребятам рассказали о том, в каких учебных заведениях готовят специалистов для ФСИН, какие у них существуют льготы, какие требования предъявляются к поступающим, как получить направление на учёбу. Ребята посмотрели фильм об организации обучения в Рязанской Академии права и управления ФСИН России
    Профориентационная встреча.
    28 декабря 2023, 17:44

    Профориентационная встреча обучающихся 5А, 8Б, 10А классов школьного отделения п.Октябрьский с бывшими выпускниками школы Окуневым Александром, участником СВО, Савиновым Владиславом, студентом Тул ГУ. Александр и Владислав очень интересно рассказывали о том, как нужно готовиться к экзаменам, прикладывать много усилий, чтобы быть успешным. Окунев Александр рассказывал о личном участии в СВО, о том, какие трудности приходится преодолевать солдатам. Встреча получилась очень интересной и познавательной.
    Россия - мои горизонты.
    11 января 2024, 19:19

    Профориентационное занятие для 6-11 классов "Россия - мои горизонты". 
    Россия - мои горизонты.
    18 января 2024, 18:21

    В нашем центе прошли занятия Россия - мои горизонты. Тема: «Россия - страна атомных технологий: узнаю о профессиях и достижениях в атомной отрасли.
    Профориентационное занятие.
    18 января 2024, 18:37

    Обучающиеся 2 класса А школьного отделения п Октябрьский познакомились с профессией альпинист. Узнали какие особенности у этой профессии, какие приходится преодолевать трудности людям, которые посвятили жизнь данному направлению. После выполнили рисунок зимнего горного пейзажа.
    Мероприятие ко дню Студенчества.
    23 января 2024, 18:07

    23 января в школьном отделении п. Рождественского под руководством советника Савельевой О.А. прошло мероприятие ко дню Студенчества. Присутствовали ученики 8-11 классов. В качестве приглашенного гостя был выпускник нашей школы Сафронов А.А. (Студент ТулГУ). Провели викторину «Студенческая пора». Спасибо волонтерам и участникам Движения Первых Парсаданяну Самвелу и Семенцевой Милене за помощь в проведении мероприятия.
    Интеллектуальная игра "Студенческая пора".
    23 января 2024, 18:47

    Советник директора по воспитанию провела для обучающихся 10 класса А и 11 класса А школьного отделения п.Октябрьский интеллектуальную игру "Студенческая пора", приуроченную к Дню российского студенчества. Обучающиеся в игровой форме вспомнили историю российского студенчества, интересные факты и традиции студенческой жизни.
    "День студента - Татьянин день: играем все, кому не лень".
    25 января 2024, 18:07

    Совет старшеклассников (обучающиеся 10 класса А), волонтёры школьного отделения п. Октябрьский провели для обучающихся 1-4 классов познавательное мероприятие " День студента - Татьянин день: играем все, кому не лень", приуроченное к Дню российского студенчества 
    Профориентационное занятие по «Россия здоровая: узнаю о профессиях и достижениях страны в области медицины и здравоохранения».
    25 января 2024, 18:16

    Для обучающихся 6-11 классов в рамках курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» Всероссийского проекта «Билет в будущее» состоялось очередное профориентационное занятие по «Россия здоровая: узнаю о профессиях и достижениях страны в области медицины и здравоохранения».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie